Сектор К2В
03.06.2019 admin
Статьи

“Бизнес-журнал” | июнь | №6 2018

 

Валерий Платонов и Павел Савченко, бизнес-дуэт “Кубит”, идеологи проекта “Интеллектуальный поток” 

В условиях стремительного роста и разнообразия интеллектуальных услуг в экономике формируется новый сектор k2b — Knowledge to Business — обслуживание бизнеса знанием. При этом деление услуг на «традиционные» и «интеллектуальные» до сих пор остается достаточно условным.

Знания в бизнес

Мир постоянно меняется на наших глазах. Если еще около двадцати лет назад сама идея «новой экономики» была новой, то сегодня уже никто не спорит о существовании новой эры, основанной на знаниях и интеллектуальном капитале.

Стремительно развиваются высокотехнологичные отрасли, ценность товаров и услуг переходит из физической сферы в интеллектуальную. Те компании, которые хотят идти в ногу со временем, как Нео из «Матрицы», должны выбрать между красной и синей таблетками. Эта дорога означает дальнейшее движение по привычному традиционному пути.

Красная таблетка — внедрение новых систем и инструментов управления бизнес-процессами, разработка новых стратегий, новые требования к персоналу. Переход на качественно новый  уровень устойчивого развития бизнеса, как правило, требует сервисного сопровождения и обслуживания. И такой сервис для бизнеса оказывают компании, предоставляющие финансовые и юридические, Web- и digital-услуги, сервис в сфере бизнес-образования, управленческого консалтинга, аудита, инжиниринга и информационных технологий, маркетинга, рекламы и PR.

В развитых странах темпы роста сектора услуг опережают темпы роста ВВП в целом, а доля интеллектуальных услуг составляет до трети совокупной добавленной стоимости. В России отсутствует отрасль, объединяющая все виды услуг в рамках сектора К2В (knowledge to business). Нет единых стандартов качества интеллектуальных услуг, системы подготовки руководителей, обладающих специальными профессиональными компетенциями в области управления интеллектуальным производством.

Мы определяем интеллектуальное производство исключительно как продукт человеческого интеллекта, деятельность по созданию «новых» благ. Именно этот капитал выступает как основной воспроизводимый фактор производства.

Этот термин не стоит путать с понятием «умное производство», которое характеризует промышленное предприятие, создающее материальные продукты с использованием новых технологий и достижений научного прогресса, или «brainfacturing», которое просто подразумевает использование более высокой доли интеллектуального труда по сравнению с физическим.

Таким образом, интеллектуальное производство — это сервис, интегрирующий коллективные профессиональные знания и опыт компании-производителя услуг.

Предметом труда (сырье) в интеллектуальном сервисе являются информация и знания, а люди выполняют одновременно функцию производительных сил и средств производства. При таком подходе клиент становится не просто потребителем, а участником процесса производства услуги. Ведь потребители уже устали от односторонней коммуникации и тоже хотят принимать непосредственное участие в решении конкретных практических задач.

В компаниях, оказывающих интеллектуальные услуги, индивидуальное профессиональное знание специалиста переходит в корпоративное экспертное, а затем трансформируется в частное готовое решение для клиента, которым он может воспользоваться самостоятельно.

При организации интеллектуального производства большое значение имеет высокотехнологичное коммуникационное оборудование, информационные технологии и социальные рабочие сети (Enterprise Social Software).

Важно, чтобы такая сеть содержала необходимую информацию для продуктивной коллективной работы: инновационные идеи, способ решения задач, оценку идей на основе рейтингов участников социальной рабочей сети, фиксацию результатов в виде нового знания.

Руководителям при построении работы необходимо вводить определенные регламент и стандарты в зависимости от выбранной стратегии компании на основе традиционного «технологизированного» труда и творческого интеллектуального труда, при этом дополнять коллективное организованное творчество индивидуальным «неорганизованным».

Провайдеры знаний

В экономике знаний самый дефицитный ресурс в мире — это человеческий капитал. Россия в современных условиях обладает этим ресурсом. В нашей стране есть кадровый потенциал, способный делать уникальные продукты. Проблема заключается в организации успешного управления бизнес-процессами. Вопрос с перспективами развития бизнеса упирается в эффективность использования своих достоинств и недостатков.

Ресурсный подход в управлении интеллектуальным производством основан на стратегическом анализе деятельности организации, пристальном внимании к специфичным для организации ресурсам и компетенциям. Он позволяет выявить уникальные, не поддающиеся копированию способности компании. Интеллектуальный капитал, компетенции и лояльность сотрудников, организационные отношения — основа конкурентного преимущества производства в секторе К2В.

Среди необходимых профессиональных «Интеллектуальный поток» и личностных компетенций сотрудников в этом секторе стоит отметить:
• информационную грамотность и «интеллектуальное бесстрашие», способность
порождать новое знание в сочетании с высокой мотивацией скорейшим образом трансформироваться, адаптируясь к новым реалиям в рамках специальных программ университетов достижения в процессе решения новых задач;
• высокий уровень коммуникативных навыков и умений;
• высокий уровень социального интеллекта, способность к солидарному взаимодействию, эмоциональная чувствительность и рефлексия;
• способность конструктивно преодолевать противоречия в процессе совместной интеллектуальной деятельности, толерантность к информационной избыточности и способность работать в ситуации высокой неопределенности.

Высокие профессиональные требования к специалистам интеллектуального производства в секторе К2В, конечно, диктуют необходимость внедрения новых подходов к подготовке кадров. Образовательным системам жизненно необходимо скорейшим образом трансформироваться, адаптируясь к новым реалиям в рамках специальных программ университетов и научных центров, инкубаторов, технополисов, специализированных образовательных площадок. Современные программы должны включать такие дисциплины, как «Менеджмент и проектирование интеллектуального производства К2В», «Научная организация интеллектуального труда», практико-ориентированные модули освоения навыков совместной интеллектуальной деятельности.

Перезагрузка

Перед менеджерами интеллектуального производства К2В стоят сегодня непростые задачи по созданию мотивирующей среды в условиях совместного интеллектуального труда, поддержанию высокого интереса к работе и необходимого уровня профессиональной конкуренции.

Участники интеллектуального производства формируют совершенно особую культуру. Происходит полная перезагрузка привычных моделей традиционных отношений, мобилизуются усилия команды, создается режим наибольшего благоприятствования, формируется площадка для генерации прорывных решений.

Важный момент — гибкость системы. Компании в секторе К2В должны сочетать Hard и Soft интеллектуальной деятельности. «Hard» — стабилизаторы, это чистые профессиональные знания и практики, в том числе относящиеся к обеспечивающим функциям бизнеса: финансы, логистика, бизнес-процессы и их функциональные инструменты.

«Soft» — адаптеры и ускорители: знания, умения и практики, которые позволяют максимально адаптироваться, менять пространство вокруг себя и ускоряться. В большинстве своем это относится к полю человеческой психики и связано с личностными качествами и методами работы с ними: лидерство, социальная компетентность, коммуникация и взаимодействие, работа с информационными и смысловыми полями.

Интеллектуальное производство в действии

Несмотря на многие проблемы развития сектора К2В в России, сегодня есть возможности и инструменты изменить ситуацию на рынке. Например, «Бюро техники» — инженерная компания, предлагающая комплексный подход к проектированию и строительству внутренних инженерных систем зданий.

В компании живет интеллектуальный дух и тяга к созданию новых, а главное — полезных для общества разработок, что приводит к непрерывному продуцированию интеллектуальных идей у сотрудников компании.

Если говорить об организации интеллектуального конвейера, то выглядит она следующим образом:
1) возникает идея; 2) презентуется команде; 3) собирается критика и формируется план развития; 4) создается рабочая группа; 4) стартует разработка; 5) осуществляется проверка рабочей идеи на практике в несколько этапов; 6) оформление идеи в проект и получение патента (если требуется).

Так была выстроена работа над созданием технологии CLIMAT LIFE, представляющей альтернативное решение системам отопления и кондиционирования.

Компания основана изобретателем и профессором Сергеем Бурцевым. Большинство проектов связаны с разработкой идей для совершенствования и оптимизации микроклимата
в помещениях зданий. Помимо этого, «Бюро техники» стала одной из основоположниц создания российской системы повышения энергоэффективности, водоэффективности и экологичности объектов недвижимости GREEN ZOOM.

Компания использует информационные технологии для осуществления проверки параметров микроклимата на соответствие оптимальным значениям. Математическое моделирование (или сокращенно CFD) позволяет определять количество потребляемых объектами ресурсов (тепло, свет, вода) и предлагать комплекс инженерных энергоэффективных решений, способных дать совокупную экономию вышеперечисленных ресурсов и финансов, которые мы платим за них — это определяется в рамках энергомоделирования, или описывается аббревиатурой BEM. Компания занимается интеллектуальным проектированием в 5D, 6D и 7D, одновременно сочетая работу нескольких информационных технологий для получения достойного результата нашей работы.

В каждой профессии должна быть мечта. Важно ловить волну и использовать новые драйверы роста. Сектор К2В — та область, которая требует скорейшего познания и содержит невероятный потенциал для роста и структурной перестройки всей экономики России. Тот, кто входит в интеллектуальный поток и осваивает новые открытые форматы работы, выстраивает по-настоящему эффективную площадку для партнерства, снимает барьеры, оказывается на гребне современной экономики.

Пора осознать, что интеллект нации — ценнейший капитал страны. Перед нами стоят вызовы, не преодолев которые, мы проиграем борьбу за новые рынки и человеческие ресурсы. Либо мы совершим этот рывок все вместе, либо всем придется глотать синюю таблетку и отступать.