Что ж, как вы помните, на днях мы приняли участие в конгрессе «Интеллектуальный капитал и сервисная экономика СПб».
Давайте подведем итоги с акцентом на круглом столе «Нематериальные активы сервисной экономики Санкт-Петербурга», где Валерий Платонов (бизнес-дуэт Кубит) рассказал о том, что такое “Интеллектуальный капитал или как зарабатывать на своих идеях в сервисной экономике?”
«Человеку нужен человек» – такими словами можно обозначить весь смысл сервисной экономики. Спойлер: споров не вышло – все выступающие эксперты согласились с данным тезисом. Да, и вообще мероприятие в оба дня получилось очень осмысленным, где спикеры органично дополняли друг друга.
Перед предпринимателями сервисной экономики стоит главная задача – как построить и защитить свой капитал – как материальный, так и интеллектуальный (ИК). Как придать знаниям форму, пригодную для делового оборота, передавать их в доступном виде туда, где они нужны – другими слова с нематериальными активами (НМА) нужно уметь работать.
Валерий Платонов считает: «Сегодня мы говорим об НМА потому, что что деньги перестали иметь ценность, за деньги невозможно купить труд, в том смысле. Это особенно важно в сервисной экономике, потому что она в большинстве своем состоит из людей. Нельзя просто так взять и сформировать команду. Деньги перестали играть свою роль, особенно если сравнить с периодом 15-20 лет назад».
Как же при этом строить бизнес?
По мнению Валерия, в нашей стране сложилась та экономическая модель (либеральный капитализм), где добавочная стоимость формируется за счет того, что печатаются доллары, затем раздаются во всем мире, и за счет этого формируется та добавочная стоимость, которая есть. Каждый напечатанный доллар должен быть обеспечен активом. Нет лучшего обеспечения, чем НМА.
Отсюда сложилось 4 способа монетизации НМА: можно получить кредит, привлечь инвесторов, объявить патентную войну или выйти на долгий путь построения бренда.
Печальная история – в России это не работает.
Что делать жителям в нашей стране, которые тоже хотят зарабатывать? «Ответ, мне видится следующим, – сказал Валерий, – создать соответствующую среду».
Мы в Кубит практикуем менеджмент управления НМА по Й.Руссу, в соответствии с которым сначала надо внедрить ресурсное управление в компании (что тоже редкость в нашей стране), а это учет по двум видам ресурсов:
⁃ традиционные ресурсы (денежные и материальные)
⁃ НМА (человеческий, отношенческий и организационный).
В российской культуре человеческий ресурс (ЧР) делается главным. Все сводится к управлению ЧР (навыки, компетенции и т.п.). По мнению западных коллег акцент надо делать на организационно-отношенческий ресурс, ибо там реальный ИК: тот капитал, который организация сможет у себя учесть во всех необходимых регистрах как бухгалтерских, так и не бухгалтерских.
Тогда встает вопрос – что же такое организационно-отношенческий ресурс и как им управлять? Сколько должна занимать стоимость НМА? В частности бренда? Или тех технологий, которые вы используете? Сколько они стоят в той цене товара, который вы продаете, и как сделать так, чтоб они стоили больше? И чтоб это воспринималось нормально.
Без культуры экономической в этом сильно не продвинуться. Увы. Но есть и положительные сдвиги – с 1 января 2024 года в силу вступает Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», и он делает отражение НМА обязательным на бухгалтерском балансе организации, а не добровольным.
Это все, конечно, окей. Но что дальше? Вот есть, например, в компании самый умный сотрудник, держащий в себе знания – сменил он нелюбимую работу и прихватил с собой заодно результаты и мысли всего коллектива. И что ты ему сделаешь? Рабство у нас отменено, а память пока стирать не научились. Скажет – сам придумал, и ничего ты с ним не сделаешь.
В общем, в профессиональном обществе проблему и тему обсуждают – это уже хорошо, лёд тронулся. И это уже прекрасно 👏🏻 Но точной инструкции, что же делать и как правильно со всеми этими придумками поступать, еще не создали.
Но мы в Кубит над этим трудимся 😉😎