Юридическое импортозамещение: как изменилась закупка услуг консультантов

Юридическое импортозамещение: как изменилась закупка услуг консультантов
09.12.2022 antonishena

Российский юррынок покинули все основные игроки и зарубежные юридические рейтинги вроде Legal 500. Но юристы остались, рейтинги есть и отечественные, а это значит, что  бизнес продолжает закупать юр услуги, просто иначе.

В таких условиях неизбежно меняются процедуры закупок бизнесом юридических услуг. В материале собрали последнюю информацию о том, как сейчас устроен рынок юруслуг, какое место на нем занимают новые старые игроки и какие практики востребованы больше всего.

🔹Потребности рынка.

Запрос есть на абсолютно все услуги. Крупные игроки, вместо покупки услуг у зарубежных игроков, переориентировались на российских специалистов. В ТОПе:

 ⁃ поддержка со стороны консультантов по проектам M&A, реструктуризации банковского финансирования, санкционным и валютным вопросам, а еще в консультировании по передислокации бизнеса из России.

 ⁃ Не ослабевает запрос на поддержку в сложных судебных спорах и спорах с таможенными органами.

 ⁃ Много закупок на рынке идет по корпоративным практикам, связанным с уходом иностранного бизнеса из России и передачей российских активов российским менеджерам, а также встречной редомициляцией российского капитала из-за рубежа.

 ⁃ Крупные российские компании, которые традиционно пользовались услугами зарубежных юридических фирм по таким направлениям, как, например, услуги в сфере интеллектуальной собственности, столкнулись с необходимостью закупки таких услуг у российских компаний.

 ⁃ Санкционный комплаенс, консультирование по валютному регулированию и осуществлению валютных платежей по новому законодательству, услуги корпоративных юристов, уголовно-правовые консультации.

🔹Рейтинги.

Не так давно мы уже говорили о том, что долгие годы участие крупных юридических фирм во всех международных и российских юридических рейтингах было практически «обязательной программой». Рассказывали про зависимость всей консалтинговой системы от этого рейтингования. На тот момент это позволяло не только подтвердить высокую квалификацию, но и расширить круг потенциальных клиентов — многие корпорации учитывают рейтинги при выборе консультантов, а для заказчиков из госсектора в тендерах это практически обязательное условие.

На сегодня, по оценкам экспертов рынка, главным рейтингом стал «Право 300». При этом закупочные документации особых изменений не претерпели: они все еще содержат в качестве одного из требований присутствие в ведущих российских рейтингах.

Но, несмотря на рейтингование, заказчикам все так же, прежде всего, важны стоимость услуг и квалификация потенциального исполнителя.

🔹Бренд.

Не сдали позиции на рынке юруслуг сильные российские компании. А также те, кто имел сильнейший бренд в прошлом и диверсифицированную клиентскую базу, и после ухода иностранных коллег сохранил команду и быстро вышел на рынок с новым брендом.

Важно помнить, клиент, как правило, выбирает конкретного консультанта или команду, а не компанию, в которой он работает. Поэтому клиенты предпочитают оставаться с консультантами, которых они выбрали и с которыми у них есть опыт комфортной и эффективной работы, к какому бы бренду они ни были привязаны прямо сейчас. Большинство иностранных консалтинговых компаний оперативно перестроили свою работу, поэтому работа с их «преемниками» так же комфортна, как и раньше, ведь, по сути, это те же команды. При этом, одним из условий достижения договоренности о дальнейшем сотрудничестве эксперты называют снижение ставок, но этот запрос «не всегда находит понимание».

🔹Конкуренция.

Юридический рынок всегда был высококонкурентным, потому она была и осталась. В верхнем ценовом сегменте, конечно, она сократилась, однако в среднем ценовом сегменте борьба ужесточилась.

Внутренний демпинг и экспансия региональных юрфирм с приличными экспертами на столичные рынки оказывают давление на рынок и заставляют снижать цены даже консервативных игроков.

Источник: 300.pravo.ru