Интеллектуальные услуги (Услуги K2B) — услуги по производству знаний по запросу бизнеса. Отличительной чертой интеллектуальной услуги является ее индивидуальность для каждого клиента и формирование ее результата в тесном взаимодействии с заказчиком. Наличие интеллектуальных заготовок не делает интеллектуальную услугу стандартизированной, так как в процессе ее оказания используются интеллектуальные ресурсы как исполнителя, так и заказчика.
Особенности сектора интеллектуальных услуг
Выделяют четыре основные отличающие черты интеллектуальных услуг от услуг третичного сектора:
Индивидуализированный характер производства
Интеллектуальные услуги производятся под конкретного заказчика, поэтому спрос на реплику применительно к таким услугам равен нулю. Спрос на интеллектуальные услуги носит диверсифицированный характер, в отличие от гомогенного спроса на продукцию вторичного и третичного секторов. Производный характер услуг требует “подстройки” под специфику конкретного производственного процесса, который данная услуга сопровождает. Отсюда можно заключить, что интеллектуальная услуга не может быть типовой — ее нельзя оказать без адаптации к особенностям конкретного пользователя, которая представляет собой “знаниеёмкий” процесс.
Сопроизводство интеллектуальных услуг
Производитель может оказать интеллектуальную услугу, адаптированную к индивидуальным запросам клиента только в случае совершенной информации о потребителе. Однако знать абсолютно все относительно другого субъекта невозможно, а неполнота информации исключает полную адаптацию. Следовательно, клиент должен стать “сопроизводителем” услуги, предоставив важнейший информационный ресурс. Это означает, что в процессе производства интеллектуальной услуги участвуют две стороны: фирма, оказывающая услугу и использующая свой интеллектуальный ресурс, и потребитель услуги, вкладывающий информационный ресурс.
Способность к восприятию услуги
Поскольку интеллектуальная услуга “знаниеёмка”, она предполагает умение и возможность пользоваться воплощением этих знаний. Не всякий заказчик, нуждающийся в услугах, обладает способностью к применению таких услуг в собственном производстве. Для полноценного использования услуг он сам должен отличаться инновационностью и высоким интеллектуальным потенциалом. В противном случае услуга оказывается бесполезной.
Способность к адаптации наукоёмких услуг в четвертичном секторе является спросоограничивающим фактором. В секторе интеллектуальных услуг наличие потребности еще не делает экономического субъекта представителем спроса. Таким образом, для возникновения спроса на рынке интеллектуальных услуг необходимо сочетание всех трех факторов: потребность, платежеспособность и способность к восприятию.
Асимметрия информации
Для производителя услуги отсутствие совершенной информации о партнере-сопроизводителе неизбежно порождает классический набор рисков асимметрии информации. На рынке интеллектуальных услуг потребитель выступает в качестве сопроизводителя, вкладывая в производство услуги свой информационный ресурс. Поэтому в четвертичном секторе экономики риски асимметрии информации существуют как риски потребителя, так и риски производителя.
В секторе интеллектуальных услуг асимметрия информации может принимать две формы[1]:
- Заказчик не обладает достаточной информацией об услуге и потому может ошибочно принять оказанную ему услугу за иную (этот случай совпадает с асимметрией восприятия);
- Производитель не обладает достаточной информацией о том, в какой услуге нуждается потребитель и потому может ошибочно произвести другую услугу вместо той, которую хотел получить заказчик.
В обоих случаях асимметричность информации может породить потери либо для заказчика, либо для исполнителя.
Асимметрия информации способствует возникновению совершенной конкуренции на рынке услуг, следовательно, эффективность рынка интеллектуальных услуг может оказаться более высокой в условиях асимметрии информации.
Признаки интеллектуальной услуги
Признаки, позволяющие идентифицировать интеллектуальную услугу[2]:
- Потребность в интеллектуальных услугах существует преимущественно у инновационных экономических субъектов;
- Не каждый потребитель может полноценно использовать оказанную ему услугу;
- Продукт сектора интеллектуальных услуг не является однородным;
- Клиент является сопроизводителем;
- В стоимости услуг велика доля добавленной стоимости;
- Основную часть добавленной стоимости производит труд, причем высококвалифицированный.
Источник: Википедия рынка интеллектуальный услуг WIKI K2B